Антигололедные реагенты появились в больших городах как альтернативное решение механической уборке снега и использованию технической соли в качестве антигололедной меры. К сожалению, темп современной жизни не позволяет бороться с обледенением дорожного покрытия и просто выпадения большого количества осадков в приемлемые сроки. Причём не важно, где это происходит, в мегаполисе или в небольшом городе, например в Сергиевом Посаде. В результате даже при круглосуточной работе снегоуборочной техники дороги будут малопригодны для эксплуатации. Добавить к этому травматизм пешеходов и в разы увеличивающие ДТП при неблагоприятных погодных условиях и станет понятно желание каким то образом решить проблему обледенения проезжей части и тротуаров, как в городе, так и на трассах федерального и местного значения.
Первые попытки борьбы с наледью с помощью противогололёдных реагентов (ПГР), кстати, довольно успешные были предприняты в конце 60-х годов. Тогда основным противогололёдным реагентом (ПГР), призванным бороться , с снегом и наледью на дорогах, была пескосоляная смесь из 92% песка и 8% соли. Данный антигололёдный реагент был достаточно эффективным и, что немаловажно, дешёвым. Благодаря сочетанию эффективности и дешевизны, пескосоляная смесь местами применяется и в наше время, но конечно не в «промышленных» масштабах. Причина кроется в забивании водостоком ливневой канализации, загрязнении тротуаров и газонов. В результате стоимость комплексных весенних работ по ликвидации последствий применения данного антигололёдного реагента сводило на «нет», одно из основных преимуществ - дешевизну.
На смену пескосоляной смеси в 1995 году пришел новый противогололёдный реагент – техническая соль (NaCl). У технической соли было несколько преимуществ: она моментально растопляла лёд и не замерзала до минус 16 градусов. Таким образом, даже новые осадки, длительное время таяли на обработанном дорожном полотне и пешеходных зонах. Увы, но и этот антигололёдный реагент быстро потерял свою привлекательность для дорожно-коммунальных служб, виной тому высокая агрессивность данного реагента. Техническая соль быстро разъедала кузов а автотранспортных средств, колёса, обувь, и даже электрические провода над дорогой. Кроме того, из-за засоления почв, начали гибнуть и без того немногочисленные зелёные насаждения.
В результате в 2002 году было принято решение о замене противогололёдных реагентов на основе соли на экологически благополучные противогололёдные реагенты (ПГР). Основу новых видов антигололёдных реагентов составлял хлористый кальций модифицированный (ХКМ). Противогололёдные реагенты на основе хлористого кальция производились как в твёрдом виде, так и в жидком. Не зависимо от способа нанесения (посыпка или разбрызгивание), данный вид антигололёдных реагентов был достаточно эффективным и, что не маловажно, был признан экологически безопасным. На сегодняшний день большинство противогололёдных реагентов (ПГР) созданы на основе хлористого кальция. Так для обработки дорог используется жидкий его раствор, содержание в жидком реагенте хлористого кальция - 28%. При этом у него есть масса преимуществ перед технической солью : на 30-40 % ниже норма расхода реарента, Он не теряет свою эффективность до – 35 градусов, не позволяет образовываться гололёду и снежному накату в условиях длительных непрерывных осадков. Кроме того, как показали лабораторные исследования, противогололёдные реагенты на основе хлористого кальция улучшают состояние почвы, нейтрализуя натрий, накопившийся от использования технической соли. К недостаткам можно отнести небольшой срок действия данного противогололёдного реагента - 3 часа, и как мы уже говорили – 30% ухудшение сцепления колёс с дорожным покрытием.
В качестве противогололёдных мер на тротуарах и пешеходных зонах принято использовать мраморную и гранитную крошку. Данный вид обработки позволяет сохранить обувь и обеспечивает хорошие показатели сцепления. Кроме того мраморная и гранитная крошка абсолютна безопасна для домашних животных.
Общие требования к современных противогололедным реагентам:
• максимально отвечать нормам экологии
• быть эффективными в широком диапазоне температур (до -31°С)
• Минимальные нормы расхода, что напрямую влияет на стоимость использования, например, использование современных противогололёдных реагентов на 30 % дешевле по сравнению с технической солью
• Максимальная скорость плавления снега
• Универсальность, современные противогололёдные реагенты обладают не только способность быстро ликвидировать ледяную корку, но и недопускать её образования в дальнейшем.
• Техническая заменяемость, для обработки улиц противогололёдными реагентами, можно использовать ту же технику что и для песко-соляной смеси.